Предыстория

В последние годы изучение менталитета на разных этапах исторического развития вызывает интерес многих ученых. На сегодняшний день не существует точного определения понятия «менталитет». На данный момент наиболее убедительной считается теория, связывающая менталитет с культурной традицией, которая мыслится как особый социокультурный феномен. На менталитет жителей Томска же в большей степени оказали влияние индивидуальные особенности застройки и заселения города, то есть его социальная структура.

Огромное влияние на томичей, как, в прочем, и на всех жителей России, оказало крепостное право, царившее в нашей стране вплоть до середины 19-го столетия. Казалось бы, это было давно, однако что такое 150 лет для истории? Историки отмечают, основа нашего менталитета — система традиционных ценностей, которая была сформирована как раз нашими предками-крестьянами. Для них важную роль играла община — единственный оптимальный на то время способ существования. Российский крестьянин осознавал себя членом общества не как индивид, а как член конкретной общины, конкретного «мира». Именно поэтому для нас так сложно складывается процесс индивидуализации. Вечные вопросы поиска себя и смысла жизни актуальны для нас в большей степени, чем для жителей европейских государств. 

Странным образом, отмечают ученые-психологи, оказывает на нас влияние и окружающая обстановка, в том числе и архитектура. Томская хаотичная застройка и разнообразие архитектурных стилей так же не могли помочь жителям Томска в процессе самоидентификации. До 18-го века застройка города вообще не подчинялась никаким правилам, после же появлялись различные планы. Например, по первому плану, предложенному архитектором Иваном Лемом планировалась традиционная для столичных городов застройка: геометрически правильные каменные центральные кварталы и деление их по сословному принципу. Однако этот план оказался неэффективным, после чего был разработан новый — так называемый «веерный» план Вильяма Гесте, который бы отвечал сложным условиям рельефа. Был спроектирован новый городской центр, в котором крупномасштабные административные здания должны были сформировать главную городскую площадь, центром композиции которой стал бы православный собор. В результате появилось множество торговых и ярморочных площадей, новые жилые кварталы (восточные «малоимущие» районы города). «Золотая лихорадка», начавшаяся в 19-ом веке вообще принесла в Томск множество архитектурных памятников самых невообразимых стилей, которые вырастали тут и там среди самых обыкновенных жилых домой.

Век, задавший направление

Процессы:
Знаковым для Томска становится девятнадцатый век. С одной стороны, «Золотая лихорадка», модернизация, проложенная через Томскую губернию Сибирская железная дорога, дали мощный толчок к экономическому развитию города. Открытие Университета в 1888 году повлекло за собой волны студентов и профессоров, в Томске появляется его особый слой интеллигенции. «В Томск приехали десятки тысяч студентов. Они не знали истории города. Им были безразличны и причуды купца Горохова, и страданья Потанина, и деревянная резьба на воротах старых усадеб. Они приехали, чтобы изучать физику, химию или медицину. Они читали, как Евангелие, "Основную минералогию", "Расстройство пищеварения" или "Болезни злаков"», — пишет Илья Эренбург в романе «День второй».

С другой стороны, это время, когда только-только отменили крепостное право. При чем, ошибочно считать, что освобожденные крестьяне схватили в охапку эту самую свободу и тут же стали преуспевающими американскими фермерами. Всё было совсем иначе, и свобода закабаленному русскому крестьянину, как это не парадоксально, была не нужна. Многие из них так и умерли с ностальгией по крепостным временам, как чеховский Фирс — старик из знаменитого «Вишневого сада». 

Результаты:
Исторический опыт подтверждает: община была необходима сибирякам. Наши лучшие купцы были староверами, следовавшими общинным канонам. По образу и подобию крестьянского «мира» создавались артели, в которых действовал известный в общине принцип круговой поруки, когда каждый работник ручался за остальных и наоборот. Для сибирского человека свобода и общинность не только не противоречили, но в чем-то даже дополняли друг друга. 
Появившийся же широкий слой интеллигенции привнес в общество томичей запретное вольнодумство. Однако вольнодумство это не находило выхода в практических действиях. Томский интеллигент, скорее, пассивный созерцатель. И это тоже особенность нашего менталитета. «В созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера, — писал историк Василий Ключевский. Но от чрезмерной созерцательности души становятся мечтательными, ленивыми, безвольными, нетрудолюбивыми». 

Сформировавшиеся качества: трудолюбие, любознательность, внимательность, лень, безвольность, пассивность

Смена власти

Процессы:
С приходом советской власти политика раскулачивания и коллективизация привели к повторению ситуации массового переселения сельских жителей в город. Лишенные возможности к существованию, бывшие сельчане были вынуждены мигрировать. Ситуация усугублялась и пересыльными. Таким способом в Томск попадали люди с самыми разными жизненными историями. «В Томске проживал старец Федор Кузьмич — бродяга, наказанный плетьми. Народная молва превратила царя в бродягу, как не раз она превращала бродяг в царей. В томском монастыре содержалась невеста Петра II, Катя Долгорукова, девица семнадцати лет от роду, постриженная по приказу императрицы Анны Иоанновны. Просветитель Сибири, краевед, историк и писатель Потанин был приговорен к пяти годам каторги. Серафим Шашков поместил в "Томских губернских ведомостях" статью: он говорил, что в Томске надлежит создать университет. Серафима Шашкова обвинили в государственной измене. Он был присужден к двенадцати годам каторжных работ», — продолжает Илья Эренбург. К двадцатому веку количество ссыльных и переселенцев в Томске увеличилось в разы. При этом, подавляющую часть ссыльнопоселенцев составляли этапированные по приговору сельских обществ за «порочное поведение». Так, по сведениям Главного тюремного управления на 1 января 1898 года в Сибири было сосредоточено 310 тысяч насильственно водворенных, из которых примерно сто тысяч относилась к категории безвестно отсутствующих, а «другие сто тысяч человек представляли собой бездомных пауперов, не имевших постоянного места жительства и существовавших за счет случайных заработков». 

Результаты:
К 1917 году население Томска превышало сто тысяч человек. Оно было многонациональным, хотя численно преобладали русские, в городе находились крупные еврейская, польская, татарская диаспоры. В социально-классовой структуре города буржуазия составляла 8,6 %, пролетариат — 35,5 %, средние слои — 36 % населения. В годы Первой мировой войны появились новые социальные группы: беженцы, военнопленные.

Историк Сибири Петр Словцов разделял население на «коренной класс сибиряков», для которых характерны такие качества, как рассудительность, добродушие, хозяйственность, добронравие, и «сволочей из числа русских поселенцев», которых он характеризует как невеж, ленивцев и развратников. Однако стоит отметить, что традиционные ценности томичей быстро усваивались переселенцами. Вместе с ними в Томск пришло негативное отношение к власти и крамольное вольнодумство.

Сформировавшиеся качества: добродушие, хозяйственность, щедрость, агрессивность, замкнутость, пессимизм

Советское общество - советский менталитет

Процессы:
За первые годы Великой Отечественной войны в Томск было эвакуировано около 30 заводов. Они заложили основу для индустриального развития. Возникли новые отрасли: электротехническая, оптико-механическая, резинотехническая, значительно расширились машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность — в Томске формируется рабочий класс. Вместе с этим становится популярной английская политика микрорайонов, когда возле заводов компактно селились рабочие вместе со своими семьями. 

Результаты:
«Теперь чуть ли не в любом советском городе есть свои Черемушки. В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: дома,улицы и даже жизнь. Зато теперь совсем другое дело.Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома», — так начинается всеми любимый фильм «Ирония судьбы». В это время в Томске, как и по всей стране, появляются типовые советские дома, с «типовыми» советскими жителями. Формировалась новая община: эти люди жили и работали вместе, отмечали праздники, водили детей в одни и те же детские сады и школы. Постепенно микрорайоны объединялись в районы. Появляется новая дифференциация общества: различные по стоимости жилье и условия проживания условно делят город на зоны, представляющие собой концентрические кольца, которые, подобно кругам на воде, расходятся от исторического центра на периферию. Роберт Парк и Эрнст Берджесс выявили следующие зоны:

1. Центральный деловой район. В этой зоне расположены основные коммерческие предприятия, магазины и увеселительные заведения.
В дореволюционном Томске: Уржатка (примерные границы: от улицы Обруб до улицы Беленца и от слияния Ушайки с Томью до Аптекарского моста)
Сейчас: площадь Ленина, проспект Ленина от переулка 1905 года до проспекта Кирова.

2. Смешанная зона. В ней имеются жилые дома и коммерческие предприятия. Именно здесь обычно формируются этнические общности.
В дореволюционном Томске: Юрточная гора (примерные границы: от улицы Источной до улицы Тверской и от улицы Беленца до улицы Герцена); Заисточье (примерные границы: от улицы Мусы Джалиля до улицы Источной и до переулка Базарного); Заозерье (примерные границы: от улицы Мельничной до улицы Карла Маркса и от переулка Картасный до переулка Ванцетти); Мухин бугор (от улицы Петропавловской до проспекта Комсосольского и до улицы Тверской)
Сейчас: Советский район, проспект Фрунзе.

3. Рабочий район. В нем находятся жилые дома рабочих. Они более добротные, чем дома в смешанной зоне. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильностью, в них постоянно проживают многие семьи. 
В дореволюционном Томске: Болото (примерные границы: от улицы Обруб до улицы Октябрьской и от переулка Загорный до улицы Шишкова и улицы Лермонтова); Воскресенская гора (Примерные границы: от улицы Большой Подгорной до улицы Дальне-Ключевской и от улицы Дальне-Ключевской до улицы Загорной); Кирпичи (примерные границы: от улицы Октябрьской до улицы Яковлева)
Сейчас: Каштак, Черемошники, Иркутский тракт, микрорайон «Радужный», микрорайон «Высотный», микрорайон «Зеленые горки», микрорайон «Мокрушинский», микрорайон «Солнечный», микрорайон «Подсолнухи».

4. Жилая зона представителей среднего класса. Здесь сосредоточены главным образом односемейные особняки работников интеллектуального труда. Дома в этой зоне отличаются высоким качеством и изысканностью. Среди них имеется небольшое число многоквартирных домов и отелей. 
В дореволюционном Томске: Елань (приблизительные границы: от Московского тракта до улицы Вершинина и от улицы Герцена до улицы Нахимова); Пески (Примерные границы: от улицы Набережная Томи до улицы Большой Подгорной и от улицы Дальне-Ключевской до площади Ленина)
Сейчас: Кировский район, Академгородок.

5. Привилегированная зона. В этом районе проживают главным образом представители высшего класса, а также высокопоставленные администраторы и творческая элита. В сущности, это скорее пригород, а не город. К нему примыкает рабочий район, более стабильный и застроенный добротными многоэтажными домами.
Сейчас: поселок Наука, поселок Родионово, поселок Апрель, поселок Якорь.

Конечно, это тоже оказывало свое влияние на менталитет общества и внутри районов, и за их пределами. Кроме того, в Томске становится очень популярным явление точечной застройки, когда элитный дом, например, может возникнуть посреди рабочего района, что вызывает некоторый диссонанс и в общей архитектуре района и в сознании его жителей. 

Сформировавшиеся качества: открытость, терпеливость, последовательность, малодушие, мнительность, равнодушие

Наши дни

Ученые отмечают: современный менталитет складывается из всех этих, а также многих других особенностей, однако в наши дни исторический аспект всё же отходит на второй план. По последним данным томских социологов, ценности, формирующие гражданственность и патриотизм у молодежи занимают последние позиции. Сейчас человек легко меняет свои убеждения, ему уже не стать тем самым чеховским Фирсом, само наше мышление во многом упростилось. Патриархальный общинный уклад интересным образом сочетается в наших головах с «кухонным» свободомыслием, которое всё-таки никогда не переходит в практические действия. Однако, несмотря на это, Томск — это в первую очередь люди и их ценности, и от того, сохраним ли мы то лучшее, что было в наших предках и привнесем ли что-то свое, зависит дальнейшая судьба нашего города.

источник СИБАНАЛИТИКА