«Воровать — дело нехитрое» - Человек - Культура - Общество <!--if(Общество)-->- Общество<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Понедельник, 02.12.2024, 23:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Замечательные люди Томска [32]
Человек - Культура - Общество [834]
Политика, Экономика, Кризис [2643]
Экономика [93]
BraveNewWorld [45]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Общество » Человек - Культура - Общество

    «Воровать — дело нехитрое»

    «Воровать — дело нехитрое»

    Почему магазинные кражи становятся молодежным увлечением

    Фото: Depositphotos.com

    В сети набирает популярность движение шоплифтеров — тех, для кого воровство в магазинах превратилось в криминальное хобби. Они вовсе не клептоманы: как для любого вора кража для них — способ вкусно поесть и модно одеться или заработать на перепродаже краденного. Причем они ничуть не стесняются своего «ремесла» и регулярно публикуют в соцсетях отчеты о том, как, когда и что украли. «Лента.ру» разбиралась, кто такие шоплифтеры и почему воровство входит в моду.

    Клуб по интересам

    «Шоплифтер» (shoplifter) в переводе с английского — магазинный вор. Это понятие возникло в США в 40-х годах прошлого века, вместе с первыми магазинами самообслуживания. По сути, шоплифтер — это тот, кто без лишнего шума выносит из супермаркетов, гипермаркетов и бутиков все, что может вынести, — от шоколадки до модного гаджета.

    Магазины самообслуживания в России массово стали открываться с середины 1990-х годов. Шоплифтеры не заставили себя долго ждать. В те годы они не выставляли свои дела напоказ. Однако сегодня шоплифтинг превращается в модное сетевое течение, и его адепты безо всякого стыда хвастаются в соцсетях своими трофеями.

    Сегодня сообщества шоплифтеров в соцсетях исчисляется десятками. В крупнейшем из них, основанном еще в 2013 году, около семи тысяч человек со всей России — в основном это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. При этом администрация сообщества все же пытается перестраховаться и хотя бы формально дистанцироваться от противоправной деятельности своих участников.

    «Записи, представленные в сообществе, — вымышленные, любые совпадения с реальностью случайны. Сообщество служит исключительно для проверки и выявления уязвимостей охранных систем. Товары, продающиеся в альбомах, являются собственностью их владельцев, и только они несут ответственность за их происхождения...» — говорится на сайте.

    Однако достаточно взглянуть на записи в группе, чтобы понять: это не что иное, как сетевое сообщество магазинных воришек, пытающихся перещеголять друг друга своими похождениями. Семь тысяч таких неосмотрительных преступников в одном месте впечатляет, но куда интереснее другое. В сети можно узнать, что еще несколько лет назад существовало интернет-сообщество шоплифтеров (его нецензурное название было синонимично слову «своровали» — прим. «Ленты.ру»), насчитывавшее около 100 тысяч участников. Его заблокировали, а магазинные воры «расползлись» по мелким группам.

    Товар лицом

    Типичный пост в любом сообществе шоплифтеров — фото украденного с указанием суммы, иногда — магазина, города и псевдонима вора. География постов широка — от Москвы и Санкт-Петербурга до Екатеринбурга и Иркутска. Чаще всего шоплифтеры наведываются в сетевые продуктовые магазины, реже — в магазины одежды. Верх мастерства — бытовая электроника: достать ее магазинным ворам, судя по всему, сложнее всего.

    Средняя сумма одного «захода» шоплифтера — несколько тысяч рублей. Само собой, что магазинные воры не составляют списков покупок, а выносят что могут — но чаще всего в их «корзине» оказываются дорогие спиртные напитки, сладости и закуски вроде чипсов и сухариков. Шоплифтеры не мелочатся и могут сразу утащить упаковку из 20 шоколадок или даже ящик водки. Как? Секретами мастерства делятся далеко не все. К тому же не исключено, что ради славы и лайков некоторые готовы и приврать.

    Впрочем, среди магазинных воров находятся и те, кто действительно «работает» по-крупному. Вот лишь некоторые «рекордсмены» сообщества шоплифтеров — сразу понятно, что тут действовал не один человек, а хорошо организованные группы: 15 бутылок элитного алкоголя на 55 тысяч рублей. Диски с компьютерными играми, видеокарта, усилитель, наушники и другая электроника на 60 тысяч рублей. Набор брендовой одежды, алкоголя и еды на 78 тысяч рублей.

    Среди самых дорогих вещей — экшен-камера за 27 тысяч рублей и наручные часы в титановом корпусе за 28 тысяч рублей. Перечню украденного сопутствуют довольно любопытные комментарии — к примеру, «покупала с парнем», «ездили отдохнуть на дачу» или «первый раз покупала одежду» (на сленге шоплифтеров «покупать» означает воровать). Там же в сообществе ведется бойкая торговля: излишки воры предлагают желающим в своеобразном интернет-магазине.

    Мастер-класс от Жирного Еврея

    Иногда они «работают» в команде, когда часть злоумышленников отвлекает охрану (на сленге шоплифтеров охранник — «валет»), а другие в это время воруют. Но чаще действуют индивидуально. Чтобы вынести товары с закрепленными на них датчиками, применяются разнообразные приспособления, рассказывать о которых едва ли стоит, дабы не вводить в искушение.

    Для того, кто решился на кражу, найти сообщников и «спецсредства» не составит труда. К тому же есть те, кто готов взяться за обучение начинающих воров. В закрытых группах за определенную плату доступны тематические видеокурсы и даже онлайн-консультации. Там, например, делится личным опытом пользователь под псевдонимом Жирный Еврей (по виду ему чуть больше 20 лет, и он даже не скрывает свое лицо).

    «Заходишь в магазин, берешь корзину и для вида нагружаешь ее едой, которую потом купишь. То, что хочешь вынести, суешь в штаны или под рубашку (...). Если тормозят на кассе — значит, ты где-то "накосячил". Администрация будет играть на твоем страхе и пытаться раскусить. Но помни — пока ты не на улице, а в магазине, то даже спрятав еду, ты ничего не нарушил — нет состава преступления. Либо выкладывай ее, говоря, что взял случайно, и потом оплачивай, либо иди обратно в зал и там оставляй».

    «Я смогла накормить родителей»

    В шоплифтеры у каждого свой путь. Кому-то не хватает острых ощущений, кому-то — внимания и уважения сверстников, а кто-то жить не может без модных штанов, на которые нет денег. Но есть и те, кто занялся преступной деятельностью не от хорошей жизни.

    «К шоплифтингу я пришла случайно, — говорит 20-летняя Диана (имя изменено). — Жила в Санкт-Петербурге, уехала учиться в Москву, а когда вернулась на каникулы, зашла в гости к подруге — и обомлела. У нее было столько вещей, что они просто не помещались в шкафу, и целых пять пар туфель. Я сама из бедной семьи и о таком гардеробе могла только мечтать. Я спросила Дашу, где она берет вещи, — и та рассказала о Соне, с которой познакомилась в интернете. Соня воровала вещи из магазинов и продавала потом за полцены».

    На третьем курсе у Дианы возникли проблемы с учебой, а у ее родителей — с деньгами, и девушке пришлось вернуться в Санкт-Петербург. Тогда она вспомнила про Соню, познакомилась с ней и начала учиться воровскому ремеслу. По словам Дианы, воровать из магазинов — дело нехитрое, особенно из продуктовых: порой ей удавалось выйти с полным пакетом продуктов, ничего не купив. Поначалу девушка воровала еду и вещи для себя, но вскоре вошла во вкус.

    «Я обновила гардероб, смогла нормально накормить родителей — они раньше сидели на одной каше... Потом одела их и брата. Доставать одежду для папы, правда, было сложно — все-таки мужские вещи девушке непросто воровать. В какой-то момент, как Соня, начала продавать излишки. Спросом пользовалась брендовая одежда, из обуви — спортивная, известных марок. Иногда воровала электронику — весы, хорошие наушники, модемы, роутеры... Кстати, особый спрос на духи, а также конструкторы Lego — но воровать их трудно».

    По словам Дианы, красть на заказ — дело невыгодное: иногда в магазине не оказывается нужной вещи, и приходится ехать в другой. Некоторые заказчики потом не берут товар или пытаются сбить цену.

    Мы — команда

    «Шоплифтинг — это адреналин, — говорит Диана, — ты все время рискуешь. Хорошо, если везет — скажем, я как-то пыталась вынести ботильоны из обувного магазина. Сняла радиочастотный датчик, а в них еще один уровень защиты, вшитый, и "рамки" на выходе сработали. Мне повезло — охранника не было, и я просто ушла. В другой раз Соня (мы начали работать с ней в паре, когда я постигла азы ремесла) попыталась стащить платье и положила его в сумку под кошелек. "Рамки" сработали, но "валет" этого просто не заметил».

    Диану несколько раз ловили. Однажды ее остановили при попытке вынести продукты примерно на тысячу рублей. Заставили оплатить товар в пятикратном размере и ничего из продуктов не отдали.

    В ее окружении мало кто знал, что она воровка. Близкие осуждали, но не отказывались от предложений что-то «достать». Кто знает, чем бы все кончилось, но судьба сложилась так, что Диане удалось вернуться в свой университет и она завязала с шоплифтингом. Потому что уголовное дело — это верный путь к отчислению.

    «Знаете, если воровать — то для себя. И если я когда-нибудь вернусь к воровству, то только вместе с Соней. Мы — команда, все действия у нас отработаны, и мы понимаем друг друга с полуслова. Вы не представляете, насколько легко при должной сноровке стащить вещь. Есть магазины (особенно продуктовые), где, как мне кажется, не воруют только ленивые...»

    Ход «валетом»

    Что же службы безопасности? Для большинства из них шоплифтеры не самая большая проблема. Мировая практика показывает, что основной ущерб в результате хищений наносит сам персонал. Доля внутренних краж достигает 70 процентов. Однако, как рассказал «Ленте.ру» директор по безопасности компании «Эльдорадо» Андрей Скурихин, соотношение 70-30 весьма условно и сильно зависит от профессионализма службы безопасности, а главное — от удовлетворенности персонала своей работой. При сочетании обоих факторов потери от воровства не превышают 0,1 процента от оборота, а соотношение 70-30 зеркально меняется в сторону внешних воров. В «Эльдорадо» за первые шесть месяцев этого года потери не превысили 0,08 процента. В отношении злоумышленников возбуждено 125 уголовных дел.

    По словам Скурихина, магазинных воров можно разделить на две основные группы — «любители», которые совершают мелкие единичные кражи для себя, «на спор» или в поисках экстрима. Они не причиняют крупного ущерба, не пользуются воровскими приспособлениями, и такие кражи легко раскрываются. Сложнее с профессионалами. Для них кражи — средство существования. Как правило, это организованные группы с персональной специализацией каждого участника, применяющие различные технические приспособления. Их действия хорошо продуманы, они прекрасно осведомлены об особенностях антикражных систем. Ведут себя очень осторожно. Никогда не совершают повторные кражи в одном и том же магазине. А гастролируя по регионам в каждом крупном городе, где несколько магазинов крупной сети, выбирают лишь по одному от каждой компании. Шоплифтеры в этой классификации занимают промежуточное положение.

    Если говорить о бытовой электронике, то воров привлекают не малые габариты товара, как многие ошибочно полагают, не его высокая стоимость, а прежде всего — ликвидность. То есть возможность легко перепродать украденное. Приоритеты меняются, реагируя на спрос. Например, 7-8 лет назад топом по похищаемости были картриджи для принтеров, 5-6 лет назад — флешки, в последние годы верхние строки рейтинга занимают диски для игровых приставок. Что же касается мобильных телефонов, то они привлекали воров во все времена.

    Андрей Скурихин рассказывает, что злоумышленники постоянно придумывают способы обойти системы безопасности. В последние годы большой популярностью у жуликов пользуются так называемые «экранированные сумки», блокирующие сигнал магнитной метки. Но и системы безопасности тоже развиваются, в частности уже есть новые антикражные рамки и магнитные датчики, против которых такие сумки неэффективны. К тому же службы безопасности различных компаний пополняют единую базу, обмениваясь ориентировками на воров.

    «Недавний случай. Засветившись на краже в магазине другой компании, да еще и в другом городе, злоумышленники и не предполагали, что при появлении их в нашем магазине за ними сразу было установлено скрытое наблюдение. За кассами они были задержаны с поличным и впоследствии привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством».

    Спасибо Путину за это

    В сообществах шоплифтеров нередко можно встретить советы, что воровать лучше всего на суммы до тысячи рублей за раз. Объясняется это просто: до недавнего времени такие действия подпадали под статью 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение». Наказание — штраф от тысячи рублей, но не более пятикратной стоимости украденного или арест на срок до 15 суток. А с тысячи рублей действовала 158 статья УК РФ «Кража». Тут уже дело пахнет тюрьмой. Вплоть до 5 лет лишения свободы.

    Однако 4 июня все изменилось. Владимир Путин подписал пакет поправок в УК и КоАП. Часть из них касается краж. Так, размер украденного, при котором действия вора подпадают под уголовную ответственность, увеличился с 1 тысячи до 2,5 тысячи рублей. При этом в УК РФ появилась новая статья — 158.1, устанавливающая уголовную ответственность даже за мелкое хищение для тех, кто уже был осужден за это по административной статье. Максимальное наказание в этом случае — один год лишения свободы.

    Изменения призваны декриминализировать отечественное законодательство и дать шанс избежать тюрьмы тем, кто единожды оступился. Шоплифтеры очень внимательно следили за прохождением этих поправок и встретили их с воодушевлением. Но едва ли им стоит считать это послаблением. С одной стороны, теперь можно красть более дорогие вещи, не рискуя попасть в тюрьму. Однако повторный «залет», скорее всего, закончится уголовным делом с вытекающими отсюда последствиями. Времена, когда можно было неоднократно попадаться на мелких кражах, отделываясь штрафами, прошли.

    Категория: Человек - Культура - Общество | Добавил: sci-ru (17.07.2016)
    Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz