Особенности кубанского менталитета :: Марина Аванесова - Человек - Культура - Общество <!--if(Общество)-->- Общество<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Вторник, 07.01.2025, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Замечательные люди Томска [32]
Человек - Культура - Общество [834]
Политика, Экономика, Кризис [2643]
Экономика [93]
BraveNewWorld [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Общество » Человек - Культура - Общество

    Особенности кубанского менталитета :: Марина Аванесова

    Особенности кубанского менталитета

     
     

    Марина Аванесова

     

    Фото: Владимир Аносов / Югополис
     

    Чем отличаются кубанцы от жителей других регионов? Откуда пошло то, что мы называем кубанским менталитетом? Существует ли он на самом деле, а если да, то каков сегодня?

     

    «Едва смеркается, а ставни закрыты»

    Черноморское казачество являлось носителем малороссийских традиций, проявлявшихся во всех сферах жизни «войсковых обывателей», пишет историк и краевед Виталий Бондарь в своей книге «Войсковой город Екатеринодар в 1783-1867 годы». Суровые обстоятельства жизни в Екатеринодаре постепенно привели к огрублению нравов его жителей.

    Это подтверждает приведенное в книге замечание очевидца тех времен - украинского историка В. В. Дроздовского: «…крайне неспокойное расположение города, его ужасный климат, разбросанность жилищ и значительная удаленность от культурных центров не могли не отразиться на жителях. Все путешественники и прогрессивные городские обыватели отмечают необычайную замкнутость, подозрительность, консерватизм, мелкое себялюбие и грубость екатеринодарцев... В то же время, - замечает историк, - нелюбовь к русским нисколько не мешала богатым черноморским офицерам искать женихов своим дочерям среди дворян - армейских офицеров».

     

    Интеллигенция была серенькой, а жизнь - мещанской. В городе не было ни единой библиотеки, «Войсковые ведомости» (выходили с 1863 года), в которых печаталось о «пригульном скоте», считать газетой было нельзя»

     

    Степан Эрастов

     

    «От военщины нельзя было ожидать культуры, - вторит ему екатеринодарский литератор и общественный деятель Степан Эрастов, - это не ее специальность. Казачата плохо учились. Большинство дотягивало так сяк до четвертого класса - на большее не рассчитывали. … Интеллигенция была серенькой, а жизнь - мещанской. В городе не было ни единой библиотеки, «Войсковые ведомости» (выходили с 1863 года), в которых печаталось о «пригульном скоте», считать газетой было нельзя».

    Ценным источником по изучению истории Черномории исследователи считают рукопись смотрителя екатеринодарского духовного училища В. Ф. Золотаренко «Плач Василия по реке Кубани», посвященную Екатеринодару 40-х годов XIX века. Вот что пишет об особенностях жителей кубанской столицы двадцатисемилетний автор:

    «Едва только смеркается, как у всех ставни уже закрыты. Начинается безмолвие. Через полчаса город делается гробом. Нигде не увидите огня, не услышите вечерней песни казака… Только лай собак, которыми жители богаты, напоминает, что здесь живут люди. Нет движения в жителях Екатеринодара: жизнь в застое. То болезненность, то грязь, то однообразие сословий тому причиной. Будучи одного сословия, чины ведут между собой субординацию и вне службы. Один перед другим гордится».

    По мнению В. Ф. Золотаренко, некоторое культурное влияние на екатеринодарское общество оказывали с начала 30-х годов позапрошлого века регулярные войска, базировавшиеся в городе. «С этого-то времени, - пишет он, - екатеринодарское общество начало читать, прислушиваясь к разговору русских. Но оно не сохранило, при сем случае, середины. Ухватившись за просвещение, оно утеряло свою патриархальность. И таким образом черноморцы, не сохранивши первого и утерявши вторую, так сказать, повисли на заблуждениях этикета, жеманства и стали стыдиться друг друга».

     

    Все мы - хуторяне?

    Говорят, что меняются времена, цивилизации, обстоятельства жизни - но люди остаются прежними. Похожи ли сегодняшние краснодарцы на своих предков?

    - В результате миграционных процессов, - говорит заведующий кафедрой истории журналистики и коммуникативистики Кубанского государственного университета доктор филологических наук, профессор Юрий Лучинский, - менталитет краснодарцев изменился. От особенностей, присущих предкам современных жителей краевого центра - тех, о которых писали Эрастов и Золотаренко, на самом деле мало что осталось. К чертам, отличающим нас сегодня от жителей других регионов, можно отнести живой темперамент, быстроту мышления, хорошее чувство юмора, то есть качества, традиционно характерные для жителей южных широт. 

     

    Комментарий

     

    Елена Психа

    психоаналитик
    — В кубанских семьях меньше личного пространства, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге, более повышен интерес к личной жизни друг друга, больше подозрительности, ревности в отношениях супругов. Вот такой, я бы сказала, хуторской тип существования: со страхом сплетен, того, что скажут люди. Если происходит конфликт, за семью борются все - родители с двух сторон, друзья. Все пытаются подавить индивидуальность ради семейной эгомассы. Если семья сохранена, идет тотальный контроль и слежка за супругом, который в чем-то провинился.

     

    В этом с ним согласна и психоаналитик Елена Психа

    - На менталитете кубанцев - южан, к тому же живущих в приграничье, рядом с Кавказом, безусловно, отразилось географическое положение. Наш менталитет нельзя назвать чисто российским. Он отличается от жителей севера и средней полосы, и это заметно даже по внешним признакам - таким, например, как наш южный говорок. Если говорить о влиянии Кавказа, то, во-первых, оно выражено в свободолюбии, в ярком индивидуализме, в ощущении того, что каждый ответственен сам за себя, каждый больше заботится о себе, чем о коллективе. Можно сказать, что коллективизм у нас менее выражен, чем в других российских регионах. Но при этом у нас довольно патриархальное представление о семейном устройстве.

    В кубанских семьях меньше личного пространства, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге, более повышен интерес к личной жизни друг друга, больше подозрительности, ревности в отношениях супругов. Вот такой, я бы сказала, хуторской тип существования: со страхом сплетен, того, что скажут люди. Если происходит конфликт, за семью борются все - родители с двух сторон, друзья. Все пытаются подавить индивидуальность ради семейной эгомассы. Если семья сохранена, идет тотальный контроль и слежка за супругом, который в чем-то провинился. Но в этом есть и положительные моменты: мы более ответственны за семью в плане материального содержания, стремления повысить благосостояние. Нет вольного плавания в волнах житейского моря: все хотят достигнуть более высокого социального статуса, еще больше - материального благополучия, быть не хуже других и т. д. 

    К особенностям кубанского менталитета можно отнести некоторую подозрительность, не особо доверительное отношение к чужакам. Люди, приезжающие в наш регион, часто отмечают сложность вхождения в контакт с местными жителями, в выстраивании доверительных отношений, в поиске друзей.

     - Особенность кубанцев в том, - рассуждает научный сотрудник отдела фольклора и этнографии ГНТУ «Кубанский казачий хор» кандидат исторических наук Игорь Васильев, - что эти люди в большинстве своем имеют конкретные практические интересы, предпочитая науке, искусству или общественной жизни те сферы деятельности, которые приносят стабильно высокий доход. Вещи, которые для них действительно важны, - это социальный статус, материальное благосостояние и хороший отдых. В то же время, сравнивая их с жителями, скажем, Центральной России, можно сказать, что кубанцы более жизнестойки, практичны и стоят на земле обеими ногами.

     

    Побольше, подешевле и бесплатно

    Любопытно, как характеризуют жителей краевого центра люди со стороны - в частности, те, кто пришел сюда налаживать свой бизнес.

     

    У сотрудников краснодарских ресторанов полусемейные отношения. Здесь важнее, чтобы люди друг друга устраивали, чтобы им было комфортно вместе работать»

     

    Денис Астраханцев

     

    - Политика работы с краснодарским персоналом отличается от политики работы с персоналом в других регионах, - говорит шеф-повар сети Viott Group Денис Астраханцев. - Жесткая система, где необходимо соблюдать дисциплину, где имеет место система штрафов и поощрений, где на человеческих качествах персонала акцент не делается - в городе не приживается. У сотрудников краснодарских ресторанов полусемейные отношения. Здесь важнее, чтобы люди друг друга устраивали, чтобы им было комфортно вместе работать. 

    Директор сети Tempo Pronto Владимир Гордеев добавляет: «Кубанских людей очень сложно мотивировать. И дело тут не только в деньгах - я не вижу в них желания работать, продвигаться по карьерной лестнице, профессионально расти».

     

    Что касается региональных особенностей местных жителей, то здесь рестораторы в первую очередь отмечают стремление краснодарцев «съесть побольше и подешевле», а также любовь посетителей к «бесплатному»

     

     

     

    Рестораторы также отмечают медлительность, спокойствие и некую нерасторопность южан в работе. Что касается региональных особенностей местных жителей, то здесь рестораторы в первую очередь отмечают стремление краснодарцев «съесть побольше и подешевле», а также любовь посетителей к «бесплатному». «Скидки в Краснодаре не приживаются. У людей больший отклик находят подарки и различные призы, - говорит Владимир Гордеев. - Причем средний класс легче расстается с деньгами, чем их более обеспеченные земляки, которые очень прижимисты».

    Краснодарцы не привыкли ходить в рестораны, не любят отмечать там семейные торжества, полагая, что это слишком дорого. Обычно большую часть свободных средств люди тратят на приобретение различных товаров - одежды, предметов интерьера, техники и др.

     

    Консерватизм в салате оливье

    Главной чертой кубанской ментальности - понятия на самом деле весьма сложного и многогранного руководитель ГУП «Краснодарский краевой социологический центр» Николай Петропавловский считает консерватизм, как в хорошем, так и в плохом смысле этого слова.

     

    Кубанцы скептически относятся к любому новшеству, более привержены устоям - будь это отношения в семье, политические воззрения или быт. Такая позиция имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны»

     

     

     

    Кубанцы скептически относятся к любому новшеству, более привержены устоям - будь это отношения в семье, политические воззрения или быт. Такая позиция имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Кубанская ментальность обусловлена климатическими и географическими особенностями региона, занятостью людей, национальностью, их историческими корнями. И если первыми переселенцами на Кубань стали украинцы, то затем свою лепту в ментальность внесли и армяне, и русские, и местные жители - адыги и черкесы, что отразилось, например, даже в казачьей форме - возьмем такие ее атрибуты, как папаха или бурка. 

    Чтобы доходчивей объяснить такое многогранное и на самом деле трудно поддающееся разъединению на отдельные компоненты понятие, как кубанская ментальность, Николай Петропавловский для наглядности сравнил ее …с салатом оливье. Все знают его неповторимый вкус, однако, если разложить его на отдельные компоненты, ни один из них не даст нам представления об этом блюде.

    Наверное, жителям Кубани следует гордиться своей ментальностью, развивая лучшие черты, ее неповторимость и уникальность.

    Категория: Человек - Культура - Общество | Добавил: sci-ru (28.07.2014)
    Просмотров: 1284 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz