Архитектура и музыка. Михаил Аркадьев - Человек - Культура - Общество <!--if(Общество)-->- Общество<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Вторник, 03.12.2024, 02:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Замечательные люди Томска [32]
Человек - Культура - Общество [834]
Политика, Экономика, Кризис [2643]
Экономика [93]
BraveNewWorld [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Общество » Человек - Культура - Общество

    Архитектура и музыка. Михаил Аркадьев
    Михаил Аркадьев добавил 6 фото.
    • Музыкальное время позднего романтизма (Вагнер)
      и архитектурное пространство модерна (Шехтель, Гауди)
      (из книги "Временные структуры новоевропейской музыки" М.1992)

      В архитектурном модерне по сравнению с классицизмом (ампиром), и эклектикой начинает преобладать «ритмическая» (иррациональная) организация, в отличие от доминирования «метрической» (рациональной, регулярной).

      Этот факт часто выражается в конфликте между метром и ритмом, как, например, в типичных решетках особняков модерна – например в решетке особняка Рябушинского (Шехтель) на Никитских воротах в Москве. (см. фотографии 1-3)

      Регулярность «метра» – нижние части опор решеток – входит в конфликтные взаимодействия с непрерывностью, иррациональностью ритмической внутренней структуры элементов самой решетки, где преобладают плавные, экспрессивно изогнутые линии («мотив волны»). В точках наибольшего конфликта возникают орнаментальные детали, подчеркивающие конфликт между метром опор и «мелодическим» ритмом самой решетки. При этом сам метр очевидным образом находится под влиянием мотива волны, каждая вертикальная опора непрерывно и «иррационально» переходит в ритмический изгиб орнамента, что напоминает временнỳю гибкость (агогичность) долей «незвучащего» неакустического континуума в музыке. Эти же принципы организации сохраняются в структуре фасадов и интерьеров модерна.

      Вагнер, с одной стороны, полемизирует с регулярностью классицизма, с другой, сохраняя метр в его вполне классической форме, дает особый конфликт между ним и ритмикой мелодической линии. Последняя у Вагнера представляет собой явный аналог линии модерна – изогнутость, экспрессия, пластика. Именно эти качества входят в напряженное взаимодействие с «незвучащей» метрической основой, что усиливает общую экспрессию ткани. Нередко в точках особого напряжения возникает специфичная орнаментика («вагнеровские группетто»).

      http://www.youtube.com/watch?v=-28d3PfoGM0&list=PL66781E476D3C88A1

      http://www.youtube.com/watch?v=zh-W6Nj7e0M

      Особенно яркая и впечатляющая эстетическая и структурная па-раллель к творчеству Вагнера – гениальные архитектурные творения и эстетический утопизм А. Гауди, который стал строить еще при жизни композитора (1880-е годы). Именно в это время Гауди начинает постройку собора Sagrada Familia в Барселоне. (см.фотографии 4-5)


      Трудно удержаться от впечатления, что его неоготика и элементы «архитектуры будущего» (модерн) в некотором смысле соответствуют идеям позднего Вагнера, с его «неоготическим» и одновременно утопическим «Парсифалем».

      http://www.youtube.com/watch?v=8ctec3RLIaE&list=PL890A36CCB17647FC

      Все это сочетается с работой Гауди по поиску «неэвклидового» архитектурного пространства, с его смелым преобразованием архи-тектурного мышления в сторону пластики, скульптурности, экспрессивного динамизма. Точно так же, как без Вагнера был бы невозможен Регер, Р. Штраус, Малер, Шенберг или Берг, так же и без Гауди невозможна Капелла в Роншане (Ле Корбюзье) (см.фотогр. 6) и вся «органическая архитектура» ХХ века.

      Таким образом, мы видим, что принципы работы зодчих модерна с пространством схожи с работой композитора, олицетворяющего собой «кризис романтизма» (Курт), с музыкальной материей. Поздний музыкальный романтизм, экспрессионизм и архитектурный модерн – типологически сходные формы в искусстве, завершающие развитие новоевропейской культуры XVII-XIX вв.

      Интересно, заметим по ходу, что подобно архитектурному барокко, которое членится на классическое (Бернини) и динамическое (Борромини), модерн подразделяется на «рациональный» и «иррациональный».
    Категория: Человек - Культура - Общество | Добавил: sci-ru (16.02.2014)
    Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz