Архитектура и музыка. Михаил Аркадьев - Человек - Культура - Общество <!--if(Общество)-->- Общество<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Вторник, 03.12.2024, 02:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Замечательные люди Томска [32]
Человек - Культура - Общество [834]
Политика, Экономика, Кризис [2643]
Экономика [93]
BraveNewWorld [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Общество » Человек - Культура - Общество

    Архитектура и музыка. Михаил Аркадьев

    М.Аркадьев

     
     И.С. Бах и итальянское архитектурное барокко
    (из книги «Временные структуры новоевропейской музыки» М.1992)


    Оппозиция «пространство-масса» в архитектуре аналогична оппозиции «незвучащей» (неакустической) и «звучащей» материи в музыке. Разница заключается в том, что «незвучащий», временной континуум в музыке более активен и сложно организован по сравнению с пустым архитектурным пространством.
    Но системное сходство позволяет проводить серьезные параллели, причем структурно обоснованные.

    Возвращаясь к конкретным особенностям барочного музыкального времени: здесь временная континуальная структура как бы искривляется, перестает быть «эвклидовой», уподобляется структуре архитектурного пространства (Борромини, Вазари).

    Удивительная параллель обнаруживается во второй части «Итальянского концерта» Баха, сопоставление которого с итальянским барокко представляется оправданным.

    Здесь осевая пульсация отнюдь не совпадает со слышимой – знаменитый пульс восьмых в этой части внутренне пронизан напряженным «незвучащим», неакустическим пульсом 16-х, на которых «держится» вся изощренная орнаментальная ткань, изложенная экспрессивными пластическими 16-ми, 32-ми и синкопами.


    Здесь почти в каждой точке возникают временные аномалии – агогические «искривления», превращающие экспрессивную временную структуру этой части в прямой аналог волнообразному, предельно напряженному пространству барокко. Аналогичный случай - 25 номер из «Гольдберг-вариаций».

    Что касается 2 части из «Итальянского концерта», то ее структура позволяет увидеть еще одну неожиданную, но значимую аналогию с конкретными барочными архитектурными мотивами. Остинатный мотив двух повторяющихся восьмых в басу, с «говорящими» паузами между ними, представляет собой, по нашему мнению, прямое соответствие мотиву сдвоенной колонны, характерному для итальянского барокко.

    Благодаря сильному сокращению классического расстояния между колоннами выявляется напряжение и экспрессия межколонного пустого пространства. Всю структуру этой части можно уподобить, улице Уффици во Флоренции, построенной Вазари.
    (Фотография сделана только что: Владимир Байков во Флоренции)

    Уфицци представляет собой шедевр глубокой барочной перспективы, созданной чередующимися парными колоннами и пилястрами, в перспективу включена башня синьории. Созерцание улицы с изумительной башней, парящей и доминирующей в этом уникальном ансамбле, причем созерцание в динамике, в процессе прохождения, приближения, точно соответствует развертыванию звуковой конструкции Баха.
    Движение терциями в среднем голосе - это тихие шаги идущего; мотив повторяющихся, как капли времени, восьмых в басу (почти ostinato), что символизирует неотвратимость вечности и смерти ˗ это сдвоенные колонны с их пространственно-энергетическим напряженнием и мистической барочной символикой, а парящая, насыщенная одновременно одиночеством, страданием и сдержанной медитацией баховская мелодия подобна созерцаемой башне флорентийской синьории.

    Подобные параллели возникают, конечно, не потому, что их специально задумывал композитор – Бах не мог видеть улицу во Флоренции. Но именно так проявляются законы ментальности – интерсубъективного мышления, «коллективного бессознательного сознания» эпохи.

    Неожиданное совпадение структуры раннего итальянского архитектурного барокко со структурой позднего северонемецкого музыкального барокко не случайно и доказывает фундаментальное стилевое единство, которое вполне могло в полной мере не осознаваться самими творцами.
    Категория: Человек - Культура - Общество | Добавил: sci-ru (16.02.2014)
    Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz