Разработка томских ученых повысит качество бетонных конструкций
В томском Институте мониторинга климатических и экологических систем (ИМКЭС) СО РАН разработали смазку «Феррекс» для лучшего отделения бетона от металлических форм.
При подготовке конструктивных элементов для строительства бетон заливают в железную форму, и после «схватывания» готовое изделие необходимо аккуратно отделить от металла. Для этого на форму наносят специальную смазку, которая не дает бетону «пристать» к железу. В противном случае бетонная конструкция при извлечении из формы может получить повреждения или вообще сломаться.
«Наша смазка за счет своего состава расходует меньше масла, чем другие, но при этом обеспечивает качественное отделение бетона от металлоконструкций, — рассказывает руководитель отдела коммерциализации научных разработок ИМКЭС Александр Мягков. — Если смазку приходится наносить толстым слоем, ее следы могут остаться и на форме, и на самом изделии. Тонкий слой «Феррекса» выполнит ту же задачу, но мы израсходуем меньше смазки, операция обойдется дешевле, а продукция будет более качественной, без масляных пятен, которые в том числе вредны для организма человека».
Смазка «Феррекс» представляет собой жидкость молочного цвета — эмульсию, которая содержит 80 процентов воды и только 20 — масла. Кроме воды и масла, для ее приготовления требуется несколько неопасных химических соединений и специальная установка. Испытания показали, что применение этой смазки дает практически нулевой брак и белый матовый бетон.
«Использование водно-масляных эмульсий не только позволяет существенно экономить и повышать качество изделий, — говорит Александр Мягков. — Наш продукт более технологичен в применении: обычно смазку наносят кистями и щетками, мы же предлагаем ее напылять, что гораздо быстрее и удобнее».
По заказу предприятий в институте могут собрать установки для производства смазки, а также обучить специалистов для работы на них. Кроме того, при необходимости ученые могут изменить свойства эмульсии — например, преобразовать состав так, что он не будет замерзать при температурах до минус 15 градусов Цельсия. В случае интереса к новой смазке со стороны промышленных предприятий, к дальнейшей работе над «Феррексом» смогут подключиться специалисты Института химии нефти Томского научного центра СО РАН, которые имеют существенный опыт и современные технологии и заявили о своем согласии реализовать совместный проект с коллегами из ИМКЭС.
|