Достоверность учёта тепловой энергии - ОТ ИСТОЧНИКА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ - Технологии XXI века <!--if(Наука - Техника - Жизнь: Сибирь -Томск)-->- Наука - Техника - Жизнь: Сибирь -Томск<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Суббота, 14.12.2024, 00:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Открытия, исследования, разработки [195]
Будни ученых [89]
Технологии XXI века [190]
Золото Сибири [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Наука - Техника - Жизнь: Сибирь -Томск » Технологии XXI века

    Достоверность учёта тепловой энергии - ОТ ИСТОЧНИКА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ

    ОТ ИСТОЧНИКА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ

     

    Некоторые тезисы о том, как складывается ситуация в сфере обеспечения достоверности учета тепловой энергии


     

    Александр Пирогов - Технический директор ООО ИВП КРЕЙТ   Сегодня более полутора десятка российских и зарубежных предприятий производят порядка 100-150 тысяч комплектов приборов (в том числе преобразователей расхода) в год для учета потребления и отпуска энергоресурсов, и, в первую очередь, тепловой энергии и теплоносителя для различных сфер деятельности. Российское законодательство подстегивает этот процесс. Идет полномасштабное оснащение всей страны приборами учета.

       Предприятия по выпуску оборудования для энергосбережения и учета энергоресурсов подсчитывают невиданные до сего времени прибыли. Казалось бы, измеряя и контролируя, мы за последние несколько лет должны были весьма продвинуться в эффективном использовании энергоресурсов. Но вопреки усилиям всех структур страны удельные и абсолютные показатели во всех сферах жизнедеятельности или не изменились, или, в основном, ухудшились. Самый яркий критерий ― РОСТ КВАРТПЛАТЫ (тарифов и нормативов) за счет энергетической составляющей (порядка 70%). Возникает вопрос: ПОЧЕМУ?

       Прежде всего, этому способствуют следующие факторы:

    • законодательство;
    • отсутствие мотивации (реальных качественных показателей) у региональных властей;
    • технологические схемы и структура ЖКХ, бюджетных организаций, источников;
    • разнонаправленные экономические интересы потребителей и поставщиков;
    • состояние транспортных и распределительных сетей;
    • «моральный облик» производителей приборов учета, в итоге результат их работы для общества равен нулю;
    • цена владения приборами энергоучета;
    • отсутствие достоверного учета и балансов позволяет некомпетентным руководителям оставаться на своих местах.

       Причин, которые, в конечном счете, формируют современную культуру энергоэффективности в нашей стране, много. Ниже тезисно показаны основные моменты, составляющие парадокс текущей ситуации, и что фактически происходит в цепочке от источника до потребителя, звенья которой в один голос твердят: «Мы умеем!»


    ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРИБОРОВ (РАСХОДОМЕРОВ):

    ― Обеспечить большой динамический диапазон 1:200 и выше.
    На практике приборы, прошедшие эксплуатацию в течение нескольких месяцев, не смогли показать диапазона выше 1:50.


    ― Короткие прямые участки (5 Ду до и 3 Ду после.)
    При массовой установке узлов учета, для нивелирования влияний местных сопротивлений и обеспечения ламинарности потока необходимо не менее 10 Ду до и 5 Ду после. Влияние местных сопротивлений на поток хорошо освещено в ГОСТ8.586 ― 2005 для перепадного метода измерения расхода. В расчетах на установку подобных узлов для обеспечения ламинарности потока и близко нет цифр, заявляемых производителями.


    ― Преобразователи расхода можно устанавливать на стандартные фланцы без центровки.
    В зависимости от типоразмера, влияние несоосности датчика и измерительного участка на расход может достигать 10% при базовой погрешности основных типов расходомеров 1% (до 90% производимых преобразователей расхода).


    ― Для монтажа расходомера на измерительном трубопроводе слесарь может использовать любые прокладки.
    При выдавливании не заводских прокладок в проточную часть прибора погрешность измерений может достигнуть 20%. Необходимо использовать только заводские прокладки с наличием механизма, предотвращающего выступ их в проточную часть.


    ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

    ― Применяют схемы установки приборов без возможности построения баланса.
    Например, для схемы теплоснабжения с открытым водоразбором теплоносителя на ГВС, точку учета ГВС выносят до точек учета отопления. Таким образом, получают якобы закрытую схему учета тепла. Такая схема противоречит правилам учета и не позволяет контролировать качество работы преобразователей расхода.


    ― Не знают специфики применения конкретных типов приборов и методов измерения.
    Отсюда ошибки в выборе приборного парка по характеристикам объекта.


    ― Решение однотипных задач не унифицировано.
    Различные виды оборудования применяются без учета возможности унификации технических решений, что резко увеличивает стоимость владения узлов учета.


    ― При проектировании используют схемы установки приборов, не соответствующие проектной схеме подключения теплоснабжения объекта, учитывая только текущие состояние объекта.

    При восстановлении проектной схемы объекта требуется полная переделка узла учета.


    МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

    ― Применение для монтажа измерительного участка элементов трубопроводов (отводы, переходы, трубы) не соответствующих диаметров, проектной документации и ГОСТов. Монтаж измерительного участка с нарушением геометрии, без механической обработки внутренних поверхностей от окалины и заусениц, с нарушением технологии сварки.
    Не корректно выбранный расходомер, да еще и «криво» смонтированный, работать нормально точно не будет. Любое отклонение от проектной схемы измерительного участка нарушает ламинарность потока и, как следствие, вносит дополнительную погрешность измерений расхода.


    ― Применение кабеля, не соответствующего по характеристикам рекомендуемым в руководстве по эксплуатации.
    Например, тонкий одножильный кабель, который часто стараются применять для электромонтажа, быстро окисляется и становится ломким, что приводит к пропаданию контакта в измерительных цепях и выходу из строя узла учета.


    ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

    ― Идут на поводу у потребителей, используя сервисное программное обеспечение для корректировки «некачественной» работы расходомеров.
    Устраняют следствие, а не причину. Данное ПО предназначено только для сервисных центров с целью корректировки показаний расходомеров на проливных установках.


    ― Можно недорого поверить расходомер проливным методом.
    Большинство расходомеров для проведения поверки необходимо демонтировать с объекта и отвозить на проливочную установку. Это довольно трудоемкая и дорогая процедура и вследствие этого поверку проводят формально, ставят штамп в паспорте. Когда есть преобразователи расхода, имеющие аттестованную имитационную методику поверки, при которой, соблюдая все требования, затраты на порядок ниже.


    ― Погодное регулирование системы отопления дает большую экономию.
    Автоматика сама по себе не экономит, а является элементом создания комфортных условий. Экономия возникает от ответственной работы управляющей компании, которая эксплуатирует здание.


    ― Старые методы распределения не пригодны (дроссельные шайбы, элеваторы).
    Оказывается, в грамотных руках работают, и ещё как (особенно когда необходимы бюджетные варианты)! Только надо научиться обрабатывать статистическую информацию в динамике, а не в статике, и научиться применять ее в реальном времени и выборочно (точечно) корректировать в начале теплового сезона.


    ― Федеральные или местные учреждения «Энергосбережения» (кошельки бюджетных денег) призваны внедрять энергосберегающие технологии.
    Результат работы всех этих организаций ― пустая трата бюджетных денег и лоббирование приборостроительных предприятий.


    ― Объекты бюджетной сферы охвачены приборами учета на 100%.
    При этом расчеты за потребленные ресурсы осуществляются, в основном, по старым схемам. Согласно ФЗ No261, все объекты бюджетной сферы должны каждый год в течение пяти лет демонстрировать экономию в 3% (итоговая экономия 15% от показателей 2009 года). Для большинства объектов бюджетной сферы (школы, больницы, детские сады и тд.) главной задачей состоит в том, чтобы обеспечить комфортные условия, а экономия для них вторична. Здесь приходят на помощь приборы учета, обеспечивающие достоверную информацию, по показаниям которых можно контролировать потребление теплоресурсов.


    Культура энергоэффективности― Поставили узел учета и получаем экономию.
    Экономия происходит только в трех случаях:

    • завышены проектные нагрузки;
    • не соблюдается режим теплоснабжения;
    • компетентная и ответственная работа владельцев зданий.

    ― Если на узел учета есть все документы и сертификаты, то он абсолютно достоверен в показания.
    Как правило, у самого недостоверно работающего узла самые юридически выверенные документы.


    ― Информация с приборов учета нужна только раз в месяц.
    О приборах учета обычно вспоминают в конце месяца, когда надо сдавать отчеты. Почти ни одна Управляющая компания или бюджетная организация не умеют работать с информацией и грамотно с ее помощью контролировать и управлять жилым фондом и зданиями.


    ― УК умеют защищать интересы жителей в сфере энергоучета.
    Законодательно и, соответственно, экономически это им не выгодно. Поэтому они просто ставят любые дешевые приборы учета, кое-как монтируют и генерируют информацию, устраивающую их и поставщика. Свою работу выполняют так, чтобы пользоваться результатами учета было не возможно, но формальности все соблюдены.


    ― ТСЖ самые экономные по потреблению энергоресурсов.
    Если случается эта экономия, то в большей части за счет махинаций с приборами учета, а не работы правления над энергоэффективностью и комфортом дома. Но так как их доля в общем потреблении невелика, то поставщики на их действия пока не обращают внимание.


    ― Все потери и нецелевое использование ресурсов происходят на источниках и на транспортировке.
    Ориентировочное процентное соотно- шение всех потерь выглядит следующим образом:

    • источник ― 15%
    • транспортники ― 35%
    • конечный потребитель ― 50%

    ― Для обеспечения достоверности данных нужны высокие метрологические характеристики приборов учета.
    Для головного учета на источниках это требование правомерно, а для распределительной системы высокая точность измерений не всегда необходима. Если у потребителей будут установлены узлы учета с двузнаковой погрешностью (это всего порядка 10% установленных преобразователей расхода), то при массовой установке приборов погрешность системы будет стремиться к нулю.

    ― Поставщику нужен учет у потребителей.
    При достоверном учете легко будут выявлены, локализованы и устранены утечки, нецелевое использование ресурсов, компетентно и быстро отклонены необоснованные жалобы потребителей на качество услуг.

    — Поставщика можно обмануть.
    Последствия таких действий будут следующие. Все, что поставщик недополучил, он частично компенсирует с других потребителей, и в первую очередь управляющих компаний (до 70%), а остальное будет включено в тариф следующего года.

    КАЧЕСТВО И ОБЪЁМ— У нас холодно, потому что поставщик не дает параметры.
    При детальном разборе подобных жалоб с использование статистической информации с узлов учета жилых домов и распределения тепла и теплоносителя по теплотрассе выясняется все с точностью до наоборот:

    • первые подключенные дома по трассе потребляют энергии в два раза больше норматива;
    • средние по ходу трассы подключенные дома получают расчетное количество тепла, но через циркуляцию ГВС возвращают до 50% теплоносителя (общая доля от отопления примерно равна 45%);
    • концевые дома недополучают тепло;
    • также были выявлены потери на трассе, на расстоянии нескольких десятков метров температура теплоносителя резко падает на 5-7 °C, что свидетельствует о затоплении теплотрассы на этом участке.


    Итог такого анализа ― поставщики дают столько ресурсов, сколько необходимо, (в соответствии с температурным графиком) это потребитель не может их правильно распределить.

    ― Любой теплосчетчик может передавать информацию на верхний уровень.
    Большинство приборов имеет формальный выход для подключения к компьютеру. Наличие этого выхода говорит о возможности работы с единичным прибором в ручном режиме. Организация системы диспетчеризации с автоматическим сбором данных с нескольких сотен приборов и более требует совершенно отдельных технических и программных решений.

    ― Привлечение к организации системы диспетчеризации третьей стороны.
    Для потребителя на первый взгляд привлекательный вариант. Не требуется вкладываться в дорогостоящее оборудование, возможность диспетчеризации приборов различных производителей, доступ к информации из любой точки. Такими «байками» завлекают так называемые «операторы информационного обслуживания», опуская одну существенную деталь ― владелец узла учета перестает быть собственником своей информации. Фактически третья сторона организует информационную монополию ― каналы связи, протоколы обмена, данные о потреблении ресурсов, находятся в его собственности, и только он решает кому, когда, в каком объеме и на каких условиях предоставлять доступ.

    ― Лучше GSM/GPRS, чем проводной Ethernet.
    На практике если внимательно прочитать договор, то выяснится, что услуга передачи данных по GSM/GPRS заявлена, но не гарантирована, приоритетом для операторов сотовой связи является голосовой трафик, а остальные услуги идут по остаточному принципу. Исходя из вышесказанного, более надежным и стабильным каналом связи является проводной Ethernet, плюс собственнику или УК легко договориться с провайдером о предоставлении точки доступа, так как он заинтересован в развитии своей сети.

    — «Заграница нам поможет» в реформировании ЖКХ.
    Заграничный опыт и приборы ― это, конечно, хорошо. Однако большинство приборов и технологий рассчитаны на идеальную работу в западной системе. Наши изношенные системы и жесткие условия эксплуатации этого не позволяют. В западных странах культура энергоэффективности развивается уже на протяжении более ста лет. Поэтому там просто отсутствуют многие проблемы, которые характерны для нас. Как правило, прямое применение их опыта и рекомендаций только усугубляет ситуацию в сфере ЖКХ и бюджетных организаций. Хотелось бы увидеть хоть один их успешный массовый проект в ЖКХ.

       И последнее. Основной фактор, торпедирующий энергоэффективность в стране, в том числе и реформирование ЖКХ, это работа производителей приборов учета, которые идут на поводу интересов потребителей и маркетинговых служб. Квартплате ― расти и расти, пока не лопнет терпение населения страны и не произойдет истощение бюджетных средств.
     
    Энергетика и ЖКХ Урала, ноябрь 2013
    Категория: Технологии XXI века | Добавил: sci-ru (12.11.2014)
    Просмотров: 834 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz