Николай Ратахин: О реформе РАН и будущем академгородков
Николай Ратахин, председатель президиума Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук
На прошлой неделе Госдума приняла в первом и во втором чтении
законопроект о реформе РАН. Академия наук нуждается в реформировании, но
от существующего законопроекта есть некоторое чувство
неудовлетворенности.
В академических кругах есть понимание, что держаться за непрофильные
активы, которые, как правило, сдаются в аренду, особого резона нет. Даже
хорошо, если ими будет распоряжаться эффективный управляющий.
Единственное, против чего мы выступаем, – нельзя этому эффективному
управляющему со стороны передавать основные ресурсы: производственные
площади, оборудование. Менеджер, не прошедший соответствующую практику
руководства научными коллективами, не может знать все мотивации и чаяния
ученых.
Важно, что законопроект подразумевает исчезновение отделений академии
наук и региональных научных центров как юридических лиц, останутся одни
институты. То есть не будет таких понятий, как Сибирское отделение РАН,
томский Академгородок. Плохо это или хорошо? Это старый вопрос,
когда-то даже инициировался отдельный закон об академгородках. На наш
взгляд, академгородки, академические центры и отделения оправдывают свое
существование. Эти структуры нужны, и не потому, что академики так
привыкли, а потому что есть много нюансов, которые помогают в решении
различных вопросов. Это компактные научные образования, имеющие связи и
решающие определенные задачи.
Как сохранить академические центры и отделения – это вопрос, который
нужно обсуждать в июле-августе. Может, будут найдены какие-нибудь
альтернативные варианты. Ожидается, что осенью законопроект будет принят
и в третьем чтении, но если поправок будет очень много, то возможен
возврат ко второму чтению. Главная цель – сохранить научный потенциал.
Но, конечно, такой бренд, как Академгородок, хотелось бы сохранить.
Интервью взято корреспондентами газеты "Томские новости" ещё до принятия закона о реформе академии, но оно выявляет основные противоречия между наукой и властью; основные ошибки, которые были совершены, но которые ещё возможно исправить.
|