Метафоризация пространства как основание культуры. Татьяна Шаповалова. Томск - Открытия, исследования, разработки <!--if(Наука - Техника - Жизнь: Сибирь -Томск)-->- Наука - Техника - Жизнь: Сибирь -Томск<!--endif--> - Каталог статей - наука в Томске, и не только
Понедельник, 20.05.2024, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Россия. Наука. XXI век
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Открытия, исследования, разработки [195]
Будни ученых [89]
Технологии XXI века [190]
Золото Сибири [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz




  • Главная » Статьи » Наука - Техника - Жизнь: Сибирь -Томск » Открытия, исследования, разработки

    Метафоризация пространства как основание культуры. Татьяна Шаповалова. Томск

    Метафоризация пространства как основание культуры

    Тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01, кандидат философских наук Шаповалова, Татьяна Александровна

     
     
    Диссертация и автореферат на тему «Метафоризация пространства как основание культуры». disserCat — научная электронная библиотека.
     
    Артикул: 477237
    Год: 
    2013
    Автор научной работы: 
    Шаповалова, Татьяна Александровна
    Ученая cтепень: 
    кандидат философских наук
    Место защиты диссертации: 
    Томск
    Код cпециальности ВАК: 
    24.00.01
    Специальность: 
    Теория и история культуры
    Количество cтраниц: 
    189

    Оглавление диссертации

    Кандидат философских наук Шаповалова, Татьяна Александровна

    ВВЕДЕНИЕ

    1. ГЛABA 1. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ КАК ФЕНОМЕН МЫШЛЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ

    1.1. Сущность феномена метафорического и его роль в анализе пространственных представлений

    1. 2. Пространство в языковой картине мира: пространственная метафора как механизм моделирования природно-социальных отношений

    1.3. Историко-культурный аспект мегафоры: метафоризация и деметафоризация

    ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА В КУЛЬТУРЕ

    2.1.Пространство как предмет внерационалыюй и рациональной рефлексии

    2.1.1. Осмысление и преобразование реальности изобразительным искусством и архитектурой

    2.1.2. Роль онто-гиосеологических метафор внутримирпой и внемирной позиции мыслящего в формировании пространственных парадигм

    2.2. Роль артефактных метафор в конституировании природно-социального пространства (культуры)

    2.2.1. Тело как естественная граница внутреннего и внешнего

    2.2.2. Пространственность текста и пространство как текст

    ЕЛ ABA 3. КУЛЬ'ГУРФИЛОСОФСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

    МОДЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

    3.1. Пространственная модель культуры: понятие, структура

    3.2. Типология пространственных моделей культуры

    3.2.1. Лабиринт: направленное движение и поисковая активность. (Первобытная культура)

    3.2.2. Arbor Mundi: идея структуры. (Древность - Новое время)

    3.2.3. Rhizome: роль визуальной культуры в коллективной и личностной идентификации. (Современная культура)

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Метафоризация пространства как основание культуры"

    Актуальность исследовании

    Понятие пространства в современной культуре утрачивает привычные коннотации, во-первых, в связи со спецификацией пространства как предмета познания в условиях нарастающей дифференциации знания, во-вторых, в связи со стремительными изменениями в окружающей человека природно-социалй среде. Таким образом, исследователь проблемы пространства сталкивается с множеством «пространств», а, в связи с этим, и с необходимостью различения собственно пространственных дискурсов, с одной стороны, и. с другой стороны, не менее значимых случаев употребления пространственных образов и пространственной лексики (в частности, пространственной метафорики) в контекстах, с пространством напрямую как будто не связанных.

    Социокультурный аспект проблемы пространства связан с потребностью в эффективных механизмах адаптации человека к динамично изменяющейся среде. Универсальным механизмом такого рода являлась до середины XIX в. метафизическая картина мира, утверждавшая концептуальное единство пространства. Проект деконструкции метафизики, свидетельствующий о ее недостаточности и/или неэффективности в современной культурной ситуации, в первую очередь коснулся ее «несущей структуры» - пространства. Поиск альтернативы метафизическому единству пространства актуализировал исторические образы пространства и, в целом, исследование «истории вопроса» - механизмов концептуализации опыта экзистенциального и чеоретического освоения и осмысления ириродно-социального пространства. В свете современных гуманистических (правовых, социальных, политических и др.) идеалов, речь не идет об утверждении какого-либо образа пространства в качестве доминирующего, как это было прежде, что лишь обостряет проблему, поскольку иных оснований концептуального единства пространства, чем метафизические, человечество еще не выработало.

    Историко-кулыурный аспект проблемы пространства заключается в функционировании и динамике образов пространства, таких как жестуальное «здесь/там», «место», «мир», «природа», «пространство», «ландшафт», «окружающая среда», «ноосфера» и др., в содержательных трансформациях философских, научных и других интерпретаций понятия «пространство». Анализ образов и концепций пространства неизбежно приводит к выводу о том, что в разные эпохи, в разных концепциях под пространством подразумевается не одно и то же, и реальность, схватываемая понятием пространства, а также смежными понятиями, не одна и та же.

    Таким образом, суть исследуемой проблемы видится в недостаточной отрефлексированности фундирующей роли метафоризации пространства, во-первых, в процессе формирования и развития культуры, и, во-вторых, как основания для ее философской концептуализации.

    Задача философии в разрешении поставленной проблемы, в первую очередь, состоит в поиске начала, общего для различных (понятийных и непонятийных) интерпретаций пространства, которое не должно сводиться к поиску общего для них «коррелята». На роль такого «коррелята», например, мог бы претендовать ассоциируемый с пространством фиоц. но. как легко убедиться, многие «пространства», в особенности в современной культуре, не физичиы. Тем не менее, поскольку пространства идеального, трансцендентного, воображаемого, бессознательного, виртуального и др. состоят в некотором отношении к ф^оц, необходимо существует такой модус ф1)сц. который является общим коррелятом мыслимых пространств. Разрешение этой самостоятельной и малоисследованной проблемы, на наш взгляд, должно продвинуть нас в поиске искомого основания.

    Актуальность данного исследования обусловлена его теоретической, методологической и практической значимостью. Предложенная в нем постановка проблемы пространства позволяет исследовать как то, чем является пространство исторически (содержание, функционирование и динамика пространственных образов, понятий/категорий, концепций пространства в составе системокомплекса пространственных представлений), так и то. чем оно (в его основаниях) является для мышления и культуры. Культурфилософский подход к проблеме пространства позволяет выявить базовые установки познания в отношении действительности и формирующиеся на их основе пространственные парадигмы.

    Полученные результаты могут быть использованы в культурном прогнозировании и моделировании, в сравнительно-типологических исследованиях культуры, в особенности, визуальной культуры. Исследование актуально в современной культурной ситуации, характеризуемой предельной плотностью информационного пространства, несоразмерностью биологических возможностей и духовных потребностей человека. Актуальность данного исследования составляет также то, что оно вносит вклад в формирование нового, постметафизического единства пространства, направлено на гармонизацию прпродио-социальных отношений.

    Степень теоретической разработанности проблемы

    Всесторонняя исследуемость пространства не привела до сих пор и вряд ли когда-либо приведет к его исчерпывающей исследованности в силу специфики пространства как предмета мышления. Она состоит, во-первых, в природно-социальной (естественио-артефактной) двойственности и динамичности пространства, которое одновременно всесторонне исследуется и активно преобразуется человеком. Во-вторых, в методологических и мировоззренческих затруднениях, с которыми сопряжен поиск фундаментальных оснований, позволяющих состояться пространству как предмету мышления. В русле онто-гпосеологических проблем бытия, отношения материи и сознания, пространственно-временных взаимосвязей и т.д. пространству (как «пространству самому по себе») суждено оставаться «привходящим» или «фоновым» поглощающего его бытия, по отношению к которому, как исторически сформировавшемуся понятию, конституирующая роль пространственной «естьности» не рассматривается. В-третьих, между теоретическим дискурсом и экзистенциальным опытом освоения пространства существует разрыв, на который справедливо указывает И-Фу Туан. Поддержание этого разрыва отвечает задаче самосохранения теоретического (научного) познания: «Нас интересует не ум в пространстве и времени, а пространство и время в уме» (М.Д. Ахундов). Попытки преодоления разрыва сопряжены с методологическими и даже стилистическими затруднениями.

    Историко-философские исследования представляют формирование и развитие концепций пространства в отдельные культурно-исторические эпохи, - применительно к философским и научным к картинам мира, в которых пространство оформлено понятийно (A.B. Ахутин, М.Д. Ахундов, П.П. Гайденко, H.A. Гудков, Д.В. Никулин, A.M. Мостепапепко, А. Койрс, Ф. Каира, Г. Райхенбах, IO.C. Владимиров и др.).

    Онтология и история философии до недавнего времени были далеки от задач исследования фундаментальных оснований и социокультурной динамики пространственных представлений. Поворот был намечен философией И. Канта, утверждавшей конституирующую роль мышления в формировании базовых категорий и способствовавшей становлению в исследовании пространства феноменологического подхода (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер) и культурфилософского подхода

    3. Анализ роли пространственных представлении в культурной динамике (процессе взаимоопределения субъекта культуры и соответствующего ему типа внеположенного).

    4. Выявление и анализ концептуальных пространственных метафор.

    5. Построение типологии пространственных моделей культуры на основе анализа функционирования системокомплексов пространственных представлений, процессов метафоризации/деметафоризации концептуальных пространственных метафор.

    Предмет и объект исследования

    Объект исследования - метафоризация пространства как процесс формирования и развития культуры.

    Предмет исследования - пространственные метафоры в культурно-исторической динамике.

    Методологические основы исследования

    1. Достижения и противоречия философской и лингвистической мегафорологии (Д. Лакофф и М. Джонсон; Г.II. Склиревская, В.П. Москвин) составили методологическую и концептуальную основу данного исследования, исходящего из утверждения метафорического как фундаментального свойства мышления.

    2. Семиотический подход (Ю.М. Лотман, В. Топоров, М. Ямпольский) применен в анализе источниковой базы, а также при построении оригинальной типологии пространственных моделей культуры.

    3. Сравнительный метод (О. Фрейденберг, Б. Раушенбах) применен при изучении структурно-функциональной и содержательной динамики пространственных представлений, процессов мегафоризации и деметафоризации.

    4. Тезис Ж. Делсза о «пустом понятии природы», философия тождества и различия (М. Хайдеггер. К. Леви-Стросс, Ж. Делез) позволили выявить содержательный релятивизм понятия пространства, развести идею пространства и содержание (понятийное и непонятийнос) пространственных представлений, проанализировать роль пространственной метафорики в формировании понятия пространства.

    5. Опора на культурфилософский и компаративистский анализ позволила сформулировать и обосновать концепцию пространства как конституируемого диалектикой наивной и метафизической установок феномена мышления и культуры.

    Информационную базу исследования составляют данные и сведения философских и научных монографий, журнальных статей, материалов научных конференций, корпус художественных текстов, обширный срез визуальной культуры (произведения изобразительного искусства и архитектуры).

    Научная новизна исследования

    1. Предложена новая интерпретация метафорического, разрешающая некоторые противоречия между лингвистической метафорологией и философской и позволяющая аргументировать определяющую роль динамики пространственных представлений в развитии мышления и культуры. Введены, теоретически и методологически обоснованы понятия демстафоризации. метафорического набора, жизненного цикла метафоры, раскрывающие исторический смысл метафорического.

    2. Понятие пространственной парадигмы реиптерпретировано как системокомплекс, включающий идею пространства, пространственные представления (пространственные интуиции, образы пространства, понятия/категории, теории и концепции пространства, паттерны восприятия) и пространственные практики. Исследована роль рационального и внерационального познания, а также артефактных-метафор телесности и текстуальности в формировании и культурно-историческом функционировании пространственных парадигм.

    3. Перцептивно удостоверяемое пространство рассмотрено в качестве элемента структуры «созерцания», возобновляющего в каждом новом опыте обращения к Другому фундаментальную противопоставленность. Исследовано значение перцептивно удостоверяемого пространства в открытии видимости, вг/дения и рас-положеиности, а также становлении базовых познавательных установок. Показана взаимосвязь динамических свойств перцептивно удостоверяемого пространства и стабилизирующей функции знака и паттернов восприятия.

    4. Разработана авторская типология пространственных моделей культуры (Лабиринт, Arbor Mundi, Rhizome), дан их развернутый анализ. Выявлены доминирующие образы пространства в культуре от первобытности до современности.

    5. Раскрыта методологическая значимость реконструкции пространственных представлений в анализе закономерностей формирования и эволюции субъективности (механизмов коллективной и индивидуальной идентификации, типа чувственности, канона красоты).

    Положения, выносимые на защиту

    1. Открытие идеи пространства и формирование пространственных представлений имеют метафорические основания. Метафорическое сущностью раскрывается в таких объективных феноменах мышления и культуры, как: фундаментальная противопоставленность сознания, коммуникативная установка мышления в отношении природно-социальной реальности, системная переходность мышления. Метафорическое принадлежит мышлению как его основание - фундаментальная противопоставленность (сознания и пространства), в которой берег свое начало познавательная активность, и которая заявляет о себе в проблематизациях отношений мышления и бытия, вербального и невербального, природного и социального, практического и теоретического.

    2. Историко-культурная динамика пространственных представлений обусловлена диалектикой двух пространственных парадигм - экзистенциальной и метафизической, а также диалектикой присущих им двух методологических метафор (внутримирной и внемирпой позиции мыслящего) и соответствующих познавательных установок («то, ч то я вижу - есть», «то, что я вижу, не есть то, что есть на самом деле»).

    3. Общим для различных интерпретаций пространства «объективным коррелятом» является перцептивно удостоверяемое природно-социальное пространство.

    4. Построение типологии пространственных моделей культуры на основе релевантных им концептуальных пространственных метафор является необходимым и доааточным инструментом анализа культуры. Такими концептуальными пространственными метафорами являются Лабиринт, Arbor Mundi, Rhizome, претерпевающие в ходе культурно-исторического развития стадии метафоризации и демстафоризации.

    5. В историко-культурном процессе взаимоопределения «внутреннего» и «внешнего» обретаются сакральное, эстетическое, абсолютное, идеальное, трансцендентное, реальное, объективное. индивидуальное, субъективное, бессознательное, виртуальное и др. как новые образы и измерения природно-социального пространства, развивающегося на пути возрастающей дифференциации.

    Теоретическая и практическая значимость исследования

    Всестороннее рассмотрение явления метафорического вносит вклад в развитие теоретических основ интегративной метафорологии. Предложенная интерпретация метафорического связывает лингвистические и экстралингвистические аспекты, что позволяет па новых основаниях интерпретировать механизм перехода от восприятия человеком действительности к ее практическому и теоретическому освоению.

    Теоретическое и практическое значение имеют результаты исследования схем-визуализаций. универсальных композиционных приемов, структурно-функциональных аспектов пространственных представлений. Исследовательской перспективой обладает разрабатываемое направление культурной истории восприятия, связывающее антропогенетический, онтогенетический и культургенетический аспекты.

    Теоретические положения исследования согласованы с результатами культурфилософского анализа и могут быть использованы в преподавании философии культуры, теории и истории культуры, визуальной культуры, при разработке спецкурсов в составе профамм по творческим и техническим специальностям.

    Апробация результатов исследования осуществлена в чтении лекций, разработке учебных программ и учебно-методических комплексов по философии, философии культуры, теории и истории культуры, культурологии, истории русской культуры, а также при составлении методических рекомендаций по культурологии.

    Результаты исследования обсуждались на региональной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Паука. Техника. Инновации» (Новосибирск. 2001); межрегиональной научной конференции «Человек: траектории понимания» (Новосибирск. 2002); всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск. 2003); всероссийской научно-методической конференции «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы)» (Томск, 2003); международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (Саратов. 2009); гуманитарной секции региональной научно-практической конференции «Современные проблемы и достижения аграрной науки в животноводстве, растениеводстве и экономике» (Томск, 2010).

    Результаты исследования отражены в 8 публикациях, из них 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК.

    Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Шаповалова, Татьяна Александровна

    Заключение

    Пространство, как бы его не понимали, является главным ресурсом жизнеобеспечения человека. В силу этого пространство структурирует все уровни человеческого бытия - от биологического до философской и научной рефлексии. Как таковое, пространство воспринимается, осваивается и исследуется в границах экзистенциальных, практических и теоретических дискурсов, создающих отвечающие их целям и задачам образы пространства. За множественностью образов пространства (жестуальпое здесь - там, место, мир, природа, пространство, реальность -физическая, объективная и т.д. вплоть до субъективной реальности внутреннего мира и реальности виртуальной, окружающая среда и др.) скрывается фундаментальная противопоставленность «внешнего» и «внутреннего», взаимное конституирование пространства и сознания.

    Исследование пространства неизбежно сталкивается с противоречием между молчанием пространства и приписываемыми взаимодействию человека и пространства коммуникативными свойствами. «Языка пространства» не существует, но с древнейших времен до современности изучение и освоение пространства моделирует, в качестве основания и условия своей эффективности, коммуникативную ситуацию. Доминирующие образы пространства и структурируемые ими картины мира с этой точки зрения представляются множеством частных семиотических систем. Попытки выхода из порочного круга интерпретаций, прорыва к «высшей» или «объективной реальности» «пространству самому по себе», ведут к формированию метафизик -религиозных, философских, научных.

    Сколь бы «мифологичными» в своих основаниях ни были воззрения, на которых базируется рациональное исследование пространства, технический прогресс - налицо. Между достижениями в области научно-практического освоения пространства, с одной стороны, и малоизучснностыо его феноменологических оснований, с другой, существует явное противоречие. Попытки разрешения этого противоречия представляются особенно актуальными в свете современной гуманитарной катастрофы.

    Предложенная в данном исследовании концепция пространства как феномена мышления и культуры устанавливает, что искомые «объективные» основания пространства принадлежат природно-социальной реальности - реальности культуры. Разнообразные «пространства» (физическое, социальное, политическое и др.) интерпретируются как конституируемые и конструируемые сознанием. Это не означает фиктивности названных и других пространств, но лишь указывает на то, что они принадлежат сфере культуры, сфере мыслимого, их формирование закономерно и согласуется с логикой культурно-исторического развития, в которой определенному типу «внутреннего» соответствует определенный тип «внешнего».

    Определяющее влияние на пространственные представления оказывает диалектика наивной и метафизической установок («то, что я вижу - есть» <-> «то, что я вижу, не есть то, что есть на самом деле»), которым соответствуют две пространственные парадигмы (внутримирной и внемирной позиции мыслящего). Наивная и метафизическая установки не являются «продуктами» мышления или культурно-исторического развития, они обретаются вместе и одновременно с сознанием. Аналогично и идея пространства, и если пространство является феноменом мышления, культуры, то и мышление - феномен, имеющий своим условием Другого, в роли которого выступает, прежде всего, пространство.

    Иначе обстоит с пространственными представлениями, формирующимися и трансформирующимися в ходе развития культуры. На историко-культурную трансформацию пространственных представлений решающее влияние оказывают процессы метафоризации/дсметафоризации, охватывающие все уровни структуры системокомнлексов пространственных преставлений и обеспечивающие синхронические и диахронические связи между ними.

    Всесторонний анализ лингвистического и экстралингвистического аспектов феномена метафорического позволяет связать его с фундаментальной противопоставленностью, воспроизводимой в диалектике обоюдно конституируемых вербального - невербального, внутреннего - внешнего, теоретического - практического и т.д. Данные диалектические соотношения являются культурно обусловленными интерпретациями фундаментальной противопоставленности, и. гак или иначе, связаны с философской проблемагизацией отношения бытия и сознания. Данное исследование выявило связь проблемы отношения бытия и сознания с проблемой отношения пространства и мышления, причем последняя не только исторически предшествует постановке проблемы бытия и сознания, по и, в аспекте отношения перцептивно воспринимаемого и воображаемого (интеллигибельного и т.п.), структурирует каждый новый экзистенциальный опыт взаимодействия с действительностью, воспроизводится в схемах мышления, определяет специфику конкретного природно-социального пространства.

    Анализ роли схем-визуализаций в познании, выявление ряда методологических пространственных метафор («взгляд со стороны», «точка зрения», «философское созерцание», «пустое мест» и др.), наличие «пространственной логики» в методологическом определении новых областей знания и их автоиомизации, вклад художественной практики в разработку универсальных композиционных приемов и открытие вг/дения, роли метафоризации пространственной лексики в формировании базовых философских понятий приводят к выводу об исключительной значимости перцептивно удостоверяемогно пространства для становления и развития человеческого мышления, развития культуры. Перцептивно воспринимаемое пространство претендует на роль общего коррелята множественных пространств.

    Обоюдное конституирование мышления и пространства раскрывается в общей культурной истории, на разных этапах которой не один и тог же мыслящий имеет дело не с одним и тем же пространством. В ходе культурно-исторического развития естественный ландшафт был преобразован человеком в природно-социальную реальность - культуру. Понимание культуры как природно-социального пространства оправдывает предположение Ю.М. Лотмана о достаточности реконструкции пространственной модели культуры для ее исчерпывающего культурфилософского анализа.

    Предложенная авторская типология пространственных моделей культуры раскрывает на обширном культурном материале обоснованность положения о том, что связь возникновения и развития культуры с формированием и трансформацией пространственных представлений имеет своим основанием феномен метафорического. Исследованием доказано, что концептуальные пространственные метафоры согласуются с соответствующими картинами мира; служагг универсальными объяснительными принципами; организуют отношения между специализированными сферами/областями культуры, элементами и уровнями социальной структуры; отражают и воспроизводят сложившиеся в культуре механизмы идентификации, утверждают и транслируют социально приемлемый тип субъективности; определяют специфику зонирования пространства (внешнее <-> внутреннее), познавательную позицию мыслящего и т.д.

    Реконструированные пространственные модели культуры (Лабиринт, Arbor Mundi, Rhizome) исчерпывающе описывают три соответствующих тина культуры и открытия, совершенные в рамках трех культурно-исторических эпох в процессе взаимодействия человека с пространством.

    Так, в культуре Лабиринта были открыты элементарные композиционные (вербальные и изобразительные) приемы, происходила стабилизация мышления путем освоения дописьменных способов фиксации знания, формировалось и совершенствовалось схематическое мышление. Центральными открытиями культуры Arbor Mundi стали возникшие практически одновременно письменность и архитектура, иод влиянием которых существенно изменился природный ландшафт и которые обусловили открытие «внутреннего мира». В культуре Rhizome, аккумулирующей опыт предшествующих культурных эпох и характеризующейся перманентной переходностью, в противовес идеям организации и структуры постулируются децентрализация и плюрализм, закономерным результатом чего становится наблюдаемая сегодня множественность пространств.

    В ходе исследования выявлено, что на пространственные представления оказывают существенное влияние две культурные детерминанты - телесность и текстуальность. Тело и текст (в широком его понимании как способа фиксации знания) - культурные феномены, обладающие собственной пространствен]юстыо и участвующие в процессах семиотизации посредством означения 1раниц - между своим и чужим, индивидуальным и коллективным, материальным и духовным, нрофаническим и сакральным, природным и социальным, значимым и индифферентным и т.д. С одной стороны, тело и текст включены в перцептивно удостоверяемое пространство, с другой, интерпретации артефактных метафор телесности и текстуальности фиксируют историко-культурные изменения в понимании отношения между «внешнем» и «внутренним».

    Результаты трансформации пространственных представлений объективно проявляются в тенденциях фрагмеитаризации природно-социального пространства, авгономизации соответствующих разным типам освоения пространства новых областей знания, социальной атомизации. антагонизма процессов глобализации и обособления национальных культур и т.д., обусловленных восходящей социальной дифференциацией. От относительно слабо отрефлексированного (с рационалистических позиций) образа природио-смыслового континуума человечество приходит к образу сильно дифференцированного природно-социального пространства - культуры.

    Дальнейшие перспективы исследования связаны с возможностью создания культурной истории восприятия, разработкой намеченной в исследовании проблемы роли схематизации (в особенности, визуальных схем) в становлении и развитии мышления, с разработкой рекомендаций по гуманизации образовательных стратегий культурной адаптации человека.

     


    Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/metaforizatsiya-prostranstva-kak-osnovanie-kultury#ixzz3FooDI2ux

    Категория: Открытия, исследования, разработки | Добавил: sci-ru (11.10.2014)
    Просмотров: 1130 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz