На II съезде Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2013» опыт томичей вызвал большой интерес.
Форум проходил в Москве, в рамках IV Международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине – 2013».
Несколько дней работы были весьма насыщенными. Съехались опытные зарубежные специалисты из Европы, стран СНГ, США, Канады и Австралии, организаторы симуляционного обучения российских регионов и те, кто активно перенимает их опыт, – рассказал руководитель обучающего симуляционного центра СибГМУ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии Е вгений Р ипп. – В Е вропе и Америке симуляционное обучение в медицине развивается уже два десятилетия, его эффективность давно доказана. В России отдельные классы и центры отработки практических навыков стали появляться с 2005-2007 года, а реальное движение в этом направлении началось два года назад, когда вышло постановление Правительства РФ о создании симуляционных центров. Наш стал одним из первых.
Как отметили на съезде, томский центр сегодня – один из наиболее активно работающих. Не случайно с основными докладами из российских специалистов выступали представители московских симуляционных центров и р уководитель ц ентра С ибГМУ Евгений Рипп. На съезде удалось обсудить широкий круг проблем – сложности и ошибки при создании симуляционных центров, междисциплинарный принцип интеграции знаний, повышение качества медицинского обслуживания благодаря внедрению симуляционных технологий и другие. Состоялись мастер-классы, лекция по новой модели тренинга – виртуальной клинике.
– На этом продуктивное общение для нас не закончилось, – прокомментировал Евгений Рипп. – С нашими давними друзьями из симуляционного центра I МГМУ и руководителем аналогичного центра Университета Торонто (Канада) Всеволодом Перельманом мы обсудили возможность совместных научно-исследовательских программ, наметили конкретные шаги. Работой нашего центра заинтересовался испанский режиссер, снимающий ролики о технике для симуляционного обучения. Он готов приехать за свой счёт, при этом проведёт для наших инженеров семинарпрактикум по монтажу учебных фильмов для 3D-кинотеатра, который работает сегодня в центре.
По словам Евгения Риппа, самое современное оборудование без технологии, разработки методологии преподавания, без подготовки кадров превращается в «музей манекенов». Поэтому в симуляционном центре СибГМУ совершенствуют уже имеющиеся технологии и вводят принципиально новые. Например, создана и успешно работает система аудиовидеоконтроля, залы дебрифинга, 3D-кинотеатр, что позволяет курсантам наблюдать за занятиямитренингами в режиме on-line или отсматривать заранее снятый учебный материал, разбирая допущенные ошибки.
В планах ещё одно значимое событие – завершение создания зала имитации катастроф. «Наполовину он уже готов, – говорит Евгений Германович. – Докупаем к манекенам некоторые части, специальные проекторы, которые транслируют изображение (например, охваченный пламенем лес или руины зданий) и соответствующие ему звуки. Плюс нужны дымогенератор и стробоскоп. В таком зале отрабатываются не только практические, но и, так называемые, нетехнические навыки – оценка ситуации, коммуникации и т.д., то есть проводится психологическая подготовка специалиста к работе в условиях стресса. А так как по статистике экспертов ВОЗ 80% ошибок совершаются именно в этих условиях, переоценить значение такого зала трудно».
С опытом работы центра СибГМУ вскоре ознакомится ещё большее число специалистов: доклад о разработке сложных клинических сценариев и увеличении их реалистичности был одобрен международными рецензентами, и Е. Г. Рипп получил приглашение на Всемирный конгресс специалистов симуляционного образования, который состоится в январе 2014 года в СанФранциско.
Екатерина Рудная
"Медицинский университет" (газета СибГМУ) №9, 29 октября, 2013 г.
|